Возвращаясь домой, жители многоэтажек, по привычке, на минуту задерживаются внизу – забрать почту. Газеты и журналы, торчащие из ячеек в подъездах, – привычная картинка. Настолько, что вряд ли жильцы многоквартирных домов задумываются: кто отвечает за подъездные почтовые ящики, их эксплуатацию и безопасность?
Согласно статье 2 Федерального Закона № 176 «О почтовой связи» от 17.07.1999 года, абонентский почтовый шкаф (а именно так правильно называется конструкция, размещаемая в подъездах) представляет собой специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. В многоквартирных жилых домах можно встретить вертикальные или горизонтальные почтовые шкафы, в зависимости от размещения ячеек. По конструкции они подразделяются на щелевые и антивандальные. Первые – самые распространенные, часто оставшиеся еще с советских времен. Корреспонденция загружается через специальные щели; у каждого абонента свой ключ. Вторые навеяны современностью, когда хулиганы воруют или поджигают почту. В них нет никаких отверстий, все надежно заперто; у почтальона мастер-ключ, отпирающий сразу все ячейки.
В России насчитывается порядка 50 миллионов абонентских почтовых шкафов. При этом значительная часть из них находится в неудовлетворительном с точки зрения безопасности состоянии: неправильное размещение, ненадежное закрепление и т.д. Во многом это происходит из-за неясностей в законодательстве.
Камень преткновения: кто отвечает за почтовые ящики в многоквартирном доме? Даже заглянув в поисках ответа на юридический Интернет-форум, вы увидите разброс и шатания во мнениях. Одни считают, что это обязанность «Почты России», другие кричат – это сфера ЖКХ.
На самом деле, мы уже писали о том, кто отвечает за ремонт и замену почтовых ящиков? Мы приводили положение из уже упомянутого 176 Закона, согласно которому «обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов» (статья 31 ФЗ «О почтовой связи»). Это же правило дублируется в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ №725 от 26 сентября 2000 г. Иными словами, почтовыми шкафами должны заниматься коммунальные организации, но за счет собственников.
Однако при обращении в жилищно-эксплуатационные организации с просьбой починить, заменить или перевесить ящик, их представители отвечают отказом, ссылаясь на то, что данное имущество не является общедомовым. Действительно, ни Жилищным кодексом РФ, ни правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме подъездные абонентские почтовые шкафы не включены в его состав. Это по сути верно: каждый жилец пользуется своей ячейкой, более того, он может повесить индивидуальный почтовый ящик прямо на двери своей квартиры.
Недавно к нам обратилась молодая мама: «Живем в хрущевке, в подъезде между 1 и 2 этажом висят почтовые ящики. На одной стене две секции по 4 штуки и на противоположной так же. Расположены они в один ряд (8 штук) и часть ящиков заходит на лестничный пролет, что значительно уменьшает пространство между перилами и стеной (около 95 см). Раньше мне это не мешало, но после рождения ребенка, когда в одной руке коляска, а другой лялька, — стало неудобно. Просила перевесить одну секцию под другой, на что мне ответили: «Ящики ваши – перевешивайте сами»».
Коммунальные организации отвечают за безопасность жильцов подконтрольных им домов. В СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» говорится, что жилое здание должно быть оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около дома, а также, что ширина лестничных маршей и площадок должна обеспечивать удобство и безопасность передвижения жильцов. В более ранних СНиП 2.08.01.-89* «Жилые здания» указывается, что на лестничных клетках допускается устанавливать почтовые ящики, не уменьшая при этом нормативной ширины прохода по лестничным площадкам и маршам.
Таким образом, коммунальщики, как бы они того ни хотели, не могут снять с себя обязанностей, возложенных Законом. В описанной ситуации почтовые ящики не соответствуют требованиям безопасности. К тому же, в упомянутой статье 31 ФЗ «О почтовой связи» сказано: абонентские почтовые шкафы устанавливаются на первых этажах многоэтажных жилых домов. Поэтому есть (минимум) два выхода из сложившейся ситуации: написать коллективное заявление в УК с просьбой перевесить шкаф, либо сделать это своими силами. Правда, работы и в том и в другом случае придется оплачивать самостоятельно.
а как сделать, чтобы носили почту к моей двери, а не кидали в ящики перед подъездом? заявление на почте писать?
Тебе лень до ящика дойти?
Насколько я понимаю, это в принципе разные режимы обработки пересылаемой корреспонденции. Есть простые письма, есть заказные. Заказные почтальоны обязаны вручать в руки под расписку. На практике, правда, например в моем районе, почтальоны не заморачиваются, а вместо того чтобы топать к получателям в квартиры, сразу бросают им в ящики извещения о поступлении на их имя заказной корреспонденции, а у себя в отчетности помечают, что получателя не оказалось дома. Вероятно, за какие -то дополнительные деньги можно договориться, чтобы письма носили в квартиру. Лучше всего спрашивать в конкретном отделении почты.
Почтальоны не заморачиваются, потому что им за одно доставленное письмо заказное платят копейки (в прямом смысле слова — 69 копеек). Работы сейчас более чем, так как со времен Советского Союза, районы обслуживания почтальоном значительно расширились, а денег платят — кот наплакал. Ну, или надо вкалывать с утра и до самого вечера, чтоб что-то да получить. А работа постоянно на улице в любую погоду практически без праздников. Так что можно хотя бы с пониманием отнестись к работе почтальонов, они тоже люди.