1 июня вступили в силу поправки в Правила предоставления коммунальных услуг, введенные постановлением Правительства №344, наводящие порядок в оплате так называемых общедомовых услуг.
Напомним, что постановление предусматривает взимание платы за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды в размере, не превышающем установленный норматив потребления на такие нужды. Также по решению общего собрания собственников жилья может взиматься возникающая разница в состав платы за содержание и ремонт дома.
Кроме того, документ содержит положения, направленные на стимулирование потребителей и исполнителей коммунальных услуг к установке приборов учета потребления коммунальных ресурсов и предлагает исключить обязанность потребителей ежемесячно предоставлять исполнителю услуг ЖКХ информацию о показаниях индивидуальных приборов учета. Не забыли и о возможности перерасчета платежа по итогам проверки счетчиков.
Также исполнители услуг должны фиксировать количество фактически проживающих в квартире людей, если этот параметр используется при расчете платежа.
ОДН ХВС – это метрологический фокус.
Наличие разницы между показанием домового прибора учёта ХВС и суммой показаний квартирных приборов (плюс нормативы при отсутствии приборов) была замечена давно, но никакими техническими нуждами объясниться она не могла; подвал у нас сухой, потребление воды на поливку и уборку велось по счётчикам.
Стало ясно, что речь идёт о хищения воды, но где и как – было непонятно.
Для решения вопроса в конце апреля 2012 года были установлены дополнительные счётчики внутри распределительной сети ХВС дома – на каждом стояке, общим количеством 50 штук.
Показания стояковых счётчиков начали сниматься с января 2013 года методом фотофиксации (диск прилагается).
Полученная информация сведена в таблицу и проанализирована.
Выяснилось, что внутри системы ХВС дома ежемесячно как бы пропадает 230-250 кубов воды, хотя реально таких утечек нет.
При анализе паспортных характеристик используемых приборов учёта было замечено, что у них есть как зона повышенной погрешности, так и зона нечувствительности, то есть – остановки счёта.
Были проведены многочисленные натурные эксперименты, подтвердившие наличие возможности потребления ХВС без фиксации этого потребления совершенно исправным, поверенным и опломбированным прибором.
Так же была определена возможная величина такого неучтённого потребления – многократно превосходящая всю реально имеющуюся разницу.
Таким образом, было установлено, что при реальной работе 50 стояковых счётчиков от одного домового суммарная погрешность этих счётчиков составила около -8%. Аппроксимируя полученные результаты на систему из 10 квартирных счётчиков от одного стоякового, можно получить суммарную погрешность около -1,6 %.
Следовательно, предварительно можно принять, что квартирные счётчики в условиях нашего дома в среднем недосчитывают около 9,6 % реально потреблённой воды. Соответственно, расходы, превышающие это значение, являются следствием неучтённого потребления воды (воровство, торможение, отматывание либо отсутствие приборов учёта) в квартирах.
При анализе потребления воды было замечено резкое уменьшение недоплат в мае 2012 года – в этот момент на доме проводилось сплошная проверка приборов учёта, при которой было изъято множество различных магнитов. Поэтому в апреле 2013 года была произведена выборочная проверка стояков с большим потреблением воды на остаточное намагничение квартирных приборов учёта; во всех стояках, где такая проверка проведена, заметно снизилось потребление воды.
Ход и результаты вышеуказанных мероприятий широко доводятся до жителей дома, вызывают живой интерес, создавая неуютную атмосферу для лиц, неучтённо потребляющих ХВС.
Совершенно логично из вышесказанного вытекают следующие предложения:
1. По решению собрания собственников внутри домовой сети могут устанавливаться дополнительные групповые приборы учёта; показания группового прибора учёта является основанием для начисления платежей квартирам, входящим в группу квартир, обслуживаемых данным счётчиком.
2. Разница показаний между групповым прибором учёта и суммой показаний обслуживаемых им квартирных приборов распределяется между квартирами, не имеющими приборов учёта.
3. На доме должны определяться конкретные величины технического потребления, суммарной погрешности счётчиков и хищений воды; техническое потребление распределяется на всех собственников, суммарная погрешность – пропорционально реальному потреблению каждой квартиры, а хищения – за счёт штрафов с виновных.
4. Упростить процедуру взыскания долгов с неплательщиков; увеличить штрафные санкции за просроченную задолженность; взысканные с должников штрафы направлять в бюджет дома.
5. Наличие остаточного намагничения прибора учёта должно являться основанием для признания его неисправным.
6. При проведении поверки приборов учёта должен составляться и выдаваться собственнику этого прибора документ с указанием фактических отклонений прибора в каждой контрольной точке; также должна определяться и точка останова счёта и зона нечувствительности данного прибора учёта.
7. Прибор учёта и его фильтр должны быть опломбированы.
8. Основанием для неначисления платежей за ХВС является закрытый и опломбированный вводной кран.
9. При временном отсутствии или признании неисправным прибора учёта либо нарушении пломбировки реальный расход может определяться расчётным методом на основании показаний других приборов учёта.
10. Потребитель, не согласный с расчётами, обязан доказывать свою правоту.
11. Информация о должниках, вывешиваемая на досках объявлений внутри подъездов, не должна считаться разглашением личных данных.
Браво, всем бы так делать! Но ведь не везде есть такие энтузиасты.