Каков срок службы лифта, куда жаловаться, если он часто ломается, и что делать, если вы застряли в кабине?
Признаки неисправности лифта
Лифт является самым безопасным видом транспорта. При правильной эксплуатации и своевременном обслуживании.
Во избежание трагических случайностей нельзя игнорировать следующие признаки:
- Лифт часто застревает или едет не в том направлении.
- Лифт движется рывками, вибрирует и издаёт странные звуки.
- Лифт останавливается ниже или выше порога этажа (допустимое отклонение — 3,5 см).
- Свет в лифте мигает или вовсе отсутствует.
- Двери не закрываются до конца и не открываются при нажатии кнопок.
- Кнопки западают, не срабатывают с первого раза.
- Не работает связь с диспетчером (когда лифт подключён к диспетчерскому пульту).
Если вам знакома одна или несколько из этих проблем, нужно действовать.
Куда обращаться по поводу лифта?
Лифтовое хозяйство — это зона ответственности управляющей компании. Она заключает договор со специальной организацией, обслуживающей лифты. Название организации можно узнать из информационного листка в кабине. Поэтому первый шаг при неисправности лифта — обращение в управляющую компанию. Лучше коллективное и письменное.
По закону на устранение неисправностей, не связанных с капремонтом, отводится 24 часа с момента подачи заявки.
Если внутри находится человек, к устранению поломки должны приступить незамедлительно. Время освобождения пассажира не должно превышать 30 минут.
При серьёзных проблемах срок ремонта может увеличиться. Например, когда нужно заменить какую-нибудь деталь, а её нет в наличии. Управляющая компания делает заявку в специализированную лифтовую организацию, которая в свою очередь ставит лифт в график ремонта.
Управляющая компания должна проинформировать, сколько времени потребуется, и при необходимости опечатать лифт. За время простоя жильцам должен быть сделан перерасчёт.
Если обращение не принесло результатов, пишите жалобы.
- В государственную жилищную инспекцию. Она проверит, есть ли у управляющей компании контракт с лифтовой ремонтно-обслуживающей организацией. Вот контакты госжилинспекций в регионах России.
- В Ростехнадзор. Он следит за безопасностью и соблюдением технических регламентов. Ростехнадзор проведёт внеплановую проверку подъёмного механизма и, если выявит нарушения, обяжет их устранить. Если неполадки не устранят, Ростехнадзор может обратиться в администрацию района или прокуратуру. То же могут сделать и сами жильцы.
Негласное правило: чем больше ведомств задействовано, тем быстрее проблема решится.
Как добиться замены лифта?
Средний срок службы лифта составляет 25 лет. По истечении этого периода производится диагностика и определяется срок дальнейшей эксплуатации. Раз в два года должно проводиться техническое освидетельствование подъёмного механизма, а раз в месяц — осмотр.
Проблема в том, что лифтовое хозяйство в России в целом сильно изношено.
Узнать возраст своего лифта можно на сайте Фонда содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства в разделе «Мой дом».
Поскольку лифты и лифтовые шахты относятся к общему имуществу, принять решение о замене лифта могут только собственники многоквартирного дома на общем собрании. Здесь есть два варианта:
- Собрать необходимую сумму самостоятельно (замена одного лифта стоит порядка 1,5 миллиона рублей).
- Подать в территориальное подразделение Ростехнадзора документы для участия в федеральной или региональной программе по замене лифтов. В этом случае 80–90% стоимости работ государство возьмёт на себя.
Пакет документов включает:
- Протокол собрания собственников.
- Техпаспорт дома (нотариально заверенная копия).
- Заключение уполномоченных органов о необходимости замены лифта (нотариально заверенная копия).
- Акт осмотра состояния общего имущества с указанием технического состояния лифтового оборудования (нотариально заверенная копия).
- Проектно-сметная документация на замену лифта.
- Документы, дающие представление о способе управления домом.
- Справка о наличии в жилом доме нежилых помещений с указанием их площадей (нотариально заверенная копия).
Что делать, если лифт внезапно остановился или падает?
Если ни обслуживающие компании, ни жильцы вовремя не заметили неисправность лифта, рано или поздно в нём кто-нибудь застрянет. Что тогда делать? Главное правило — не паниковать!
Не стоит жать на все кнопки, подпрыгивать, пытаться разжать двери или выбраться через аварийный люк. Все эти действия — мифы. Они лишь усиливают страх и усугубляют ситуацию.
Если лифт остановился
- Нажмите кнопку вызова диспетчера и сообщите ему о происшествии.
- Если кнопка вызова не работает, позвоните в диспетчерскую по телефону или свяжитесь с родственниками.
- Если связь не ловит или села батарейка, громко позовите на помощь. Соседи обязательно вас услышат.
- В ожидании помощи снимите верхнюю одежду (если душно), сядьте на пол и вытяните ноги.
- После приезда ремонтной бригады выполняйте их указания.
Если лифт падает
- Нажмите на кнопку «Стоп». Но не нажимайте на другие клавиши, особенно кнопку экстренного открывания дверей.
- Примите безопасную позу:
- Зафиксируйтесь в одном положении с помощью поручня.
- Сядьте на корточки и упритесь руками в пол.
- Лягте на пол лицом в центре кабины, голову закройте сумкой или верхней одеждой.
- После остановки попытайтесь связаться с диспетчером или родственниками.
Источник lifehacker.ru