Счетчики поставят под контроль

Махинации со счетчиками воды привлекли внимание депутатов. Поскольку счетчики обычно устанавливаются внутри квартир, жильцы часто идут на ухищрения чтобы занизить свои счета, а проверяющих в квартиры не допускают. В результате долг таких жильцов приходится оплачивать всему дому. Теперь Минстрой просят обязать устанавливать счетчики в новых домах на лестничной клетке, чтобы проверяющие органы могли до них добраться.

Счетчики поставят под контрольМассовое внедрение счетчиков на воду и отопление принесло неожиданный эффект. Пользуясь тем, что счетчики стоят внутри квартир, граждане активно занижают их показания. В результате за исчезнувшие кубометры платят все жильцы. Неучтенные расходы перекидываются в строку «Общедомовые нужды» (ОДН) или повисают долгом на управляющих компаниях, которые оказываются на грани банкротства. Чтобы решить проблему, депутат Госдумы Александр Сидякин обратился с официальным запросом к министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню (текст запроса есть в распоряжении «Газеты.Ru») c просьбой «дать поручение рассмотреть вопрос о возможности закрепления обязательных требований к проектированию и монтажу индивидуальных приборов учета во вновь строящихся домах исключительно в местах общего пользования, и в т. ч. на лестничных площадках».

«Традиционно в многоквартирных домах установка индивидуальных приборов учета производится исключительно внутри квартир, что существенно усложняет одномоментное снятие показаний и проведение проверки достоверности показаний», — говорится в письме.

Как пояснил Сидякин, в проектах новостроек уже предусмотрены счетчики за воду и отопление, но устанавливают их обычно внутри квартир.

Поэтому граждане могут без проблем портить счетчики, чтобы сократить счет, или просто не пускают к себе проверяющих и не передают данные.

В этом случае они платят по установленным нормативам, которые выходят гораздо ниже реального потребления. Порядка четырех кубометров холодной и горячей воды на человека в месяц.

«В стране ежегодно вводится в эксплуатацию 70−80млн кв. м жилья. При этом счетчики на воду и обычно устанавливают внутри квартир. Жильцы должны сами подавать эти сведения, но они нередко идут на ухищрения, чтобы меньше платить или просто забывают вовремя передать данные. От этого в первую очередь страдают добросовестные потребители, поскольку реальное потребление не бьется с тем, что начислено», — сообщил Сидякин.

В Минстрое не смогли оперативно предоставить комментарий.

Руководитель проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов рассказал, что в первую очередь проблемы возникают со счетчиками воды, которые устанавливаются в массовом порядке. Граждане часто портят счетчики, чтобы занизить показания. Нередко они просто не пускают проверяющих и не сдают показания, когда замечают, что потратили слишком много воды.

Неучтенные кубометры списываются на убытки, которые потом оплачиваются как ОДН.

В случае, если установлены прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией, то все в полном объеме оплачивают сами жильцы, в результате возникают парадоксальные ситуации, когда общедомовые нужды больше, чем индивидуальное потребление. Если же расчеты идут через управляющую компанию, то за ОДН платят по нормативу, но долг повисает на УК. В результате, управляющая компания оказываются на грани банкротства, поскольку вынуждены оплачивать чужие долги, — рассказывает Козлов.

Поверка приборов учетаКак признал депутат Сидякин, даже добросовестным потребителям некомфортно пускать в свой дом посторонних, которые хотят снять показания с приборов учета. Чтобы решить эту проблему он предложил в обязательном порядке во всех новостройках выносить счетчики на лестничные площадки, как это уже обычно делается для электричества.

«Не будет лишней нервотрепки: пускать или не пускать людей, и управляющим будет проще снимать показания. Пока у нас при строительстве новостроек такого требования не существует, поэтому проверки проводить крайне сложно», — пояснил Сидякин.

Валерий Новиков, начальник управления юридического сопровождения НП «ЖКХ Контроль», также признал, что регулярные проверки счетчиков понимания у граждан не вызывают.

«По этому поводу к нам часто обращаются. Проверка вызывает много вопросов».

Непонятно, какая должна быть периодичность, какие организации имеют право проверять и вообще, зачем это сделать, если кажется, что все работает нормально

В то же время Новиков отметил, что и управляющие компании ловили на манипуляциях со счетчиками.

«К нам поступают обращения, что в счетчиках сознательно отключают систему учета, которая фиксирует температуру воды — если горячая вода ниже определенной температуры, то ее автоматически фиксируют как холодную. Управляющие компании стараются этому помешать», — рассказывает он.

О проблеме счетчиков говорят уже многие регионы. Сообщалось, в Мурманске пришлось резко увеличить количество контрольных обходов, чтобы разобраться с многократно выросшими счетами за общедомовые нужды. За сентябрь были проверены десятки тысяч квартир. Выяснилось, что многие счетчики неисправны, зачастую граждане просто не передавали данные о реальном потреблении, предпочитая платить по нормативам. При этом, как жалуются проверяющие, по закону с проверкой можно приходить не чаще, чем раз в полгода, да и то с согласия хозяев квартиры.

В Волжском, из-за роста долгов за водоснабжение перекрыли подачу горячей воды в проблемные квартиры и вскрывали двери, чтобы, наконец, снять показания счетчиков. К операции привлекли судебных приставов. Также известны факты, что в некоторых регионах (например, в Калининграде, Ивановской области) счетчики были не подключены.

 

Источник — Центр муниципальной экономики