На сегодняшний момент большое количество российских граждан продолжает проживать в домах аварийного жилищного фонда, хотя по закону это признано небезопасным для жизни и здоровья людей. Несмотря на четко прописанные в законодательстве нормы, они не всегда соблюдаются на практике. Статья поможет разобраться, что такое расселение из аварийного жилья, куда переселяют и что делать гражданам, у которых есть квартира в ветхоаварийном жилье, если их дом попал под соответствующую программу.
Что такое расселение?
Расселение из аварийного жилья – это действующая в России государственная программа помощи людям, проживающим в непригодных для безопасной жизни строениях. Действовала она до 2017 года, но, в связи с тем, что большое количество граждан все еще проживает в аварийных помещениях, было принято решение продлить программу с внесенными в нее изменениями.
Расселение не является улучшением жилищных условий в том смысле, что выделяемая жилплощадь по метражу будет аналогична предыдущей, и, скорее всего, также во “вторичном” фонде. В соответствии с законами для получения квартиры большей площади жильцам необходимо доплатить определённую сумму.
Как правило, жилье подбирается в том же районе города, где предполагается снос здания. Переселить в другой населенный пункт администрация имеет право только после получения согласия граждан и подачи ими специального заявления. При расселении из аварийного жилья льгот не предусмотрено и существует единая очередь с неопределенными сроками предоставления новой жилплощади.
Основные определения
- Муниципальное аварийное жилье – это неприватизированная квартира в аварийном доме, в которой проживают по договору социального найма.
- Собственник жилья, подлежащего расселению, – это гражданин, владеющий приватизированной квартирой, находящейся в аварийном доме.
- Что такое перечень многоквартирных домов: это список МКД, относящихся к ветхому и аварийному жилью, подлежащих расселению по причине непригодности для проживания людей.
- Квартиры, предоставляемые взамен – это жилые помещения, которые должны находиться в том же населенном пункте, а также отвечать техническим, санитарным, противопожарным и иным нормам, закрепленным в соответствующем нормативном правовом акте.
Права граждан — собственников квартир
Собственник квартиры в аварийном доме имеет два варианта:
- получить равноценное жилье;
- получить выкупную стоимость квартиры.
Статья 32 ЖК РФ разъясняет правила, по котором может быть изъята жилплощадь для последующего расселения. По ним возмещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с владельцем квартиры. При определении выкупной цены учитываются:
- рыночная стоимость квартиры;
- расходы, которые несет собственник при переезде;
- стоимость оформления необходимых документов;
- упущенная выгода.
Кто определяет, что жилой дом подлежит расселению?
В первую очередь жилплощадь должна быть признана аварийной и непригодной для проживания. Сделать это может только межведомственная комиссия, состоящая из специалистов, имеющих соответствующее техническое образование, и действующая на уровне субъекта РФ.
Есть два варианта обращения в комиссию:
- Собственником или нанимателем жилья путем подачи заявления.
- Сообщение местным органом муниципального образования, который правомочен на осуществление надзора и контроля за состоянием жилых помещений, о несоответствии дома предписанным по закону нормам.
После заключения комиссии о непригодности строения для проживания администрация решает, подлежит дом реконструкции или сносу.
Для того, чтобы здание было решено снести, должно быть одно из следующих условий:
- поломка конструкции дома;
- возможно обрушение;
- здание находится в зоне затопления;
- дом разрушился либо сгорел во время техногенной аварии или землетрясения.
Как осуществляется процедура?
- После признания жилого здания аварийным и подлежащим расселению администрация начинает искать подходящее равноценное благоустроенное жилье. Сроки расселения утверждаются в каждом субъекте РФ свои, как правило, это полгода со дня принятия решения комиссией. На практике зачастую этот процесс растягивается на годы.
- Происходит заключение договора мены между собственниками и администрацией, либо обновляется договор социального найма на тех же условиях, если квартира не приватизирована.
- Осуществляется переселение в течение 1 месяца после заключения соответствующего договора.
- При получении гражданами новых квартир во владение требуется зарегистрировать право собственности в Росреестре в течение пяти дней.
Для этого, согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ, нужны следующие бумаги:
- Паспорт гражданина РФ.
- Выданный администрацией муниципального образования документ, удостоверяющий право собственности.
Заключение
Таким образом, проблема расселения людей из аварийного жилья, хотя и долгое время решается государством, продолжает быть актуальной и на сегодняшний день. При расселении важно знать свои права, чтобы получить жилье, положенное по закону.
Источник svoe.guru