Процесс передачи во временное управление многоквартирных домов, оставшихся без управляющих компаний, которые не прошли лицензирование, должен проходить под строгим общественным контролем. А сама эта процедура требует четкого законодательного регулирования. Такие выводы сделали эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» по итогам мониторинга итогов лицензионной кампании в регионах.
Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин на совещании с членами правительства в конце марта этого года обратил особое внимание на недопустимость того, чтобы многоквартирные дома остались без управляющих компаний. «Это та работа, которая не может быть остановлена ни на час, ни на два», — подчеркнул президент. Однако из 12 тыс. управляющих компаний, подавших заявки на лицензирование, 13% не смогли получить лицензии — такие цифры в мае привел замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. И, как выяснили активисты ОНФ, вопрос управления домами, оставшимися «бесхозными», в ряде регионов до настоящего времени остается нерешенным.
По данным, предоставленным активистами ОНФ по итогам анализа сайтов госжилинспекций (ГЖИ) в 60 субъектах РФ, самая тяжелая ситуация сложилась в Улан-Удэ (Республика Бурятия), где без лицензии на право осуществления деятельности УК осталось 75,5% домов. В Самаре таких домов оказалось 59,3%, во Владимире — 44,9% домов, в Волгограде — 44,2%. Только в Центральном федеральном округе без управляющих компаний остались тысячи многоквартирных домов.
При этом полная информация о лицензировании УК имеется на сайтах ГЖИ лишь в 17 из 60 исследованных регионов (28%). Во многих регионах обнаружить данные сведения вообще не удалось. Информация об управляющих компаниях, которые не подавали документы на прохождение лицензирования или им в этом было отказано, отсутствует на сайтах ГЖИ в 23 из 60 субъектов (38%): в Дагестане, Карелии, Коми, Мордовии, Тыве, Удмуртской Республике, Алтайском, Приморском, Хабаровском, Забайкальском, Пермском краях, Амурской, Брянской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Мурманской, Сахалинской, Тверской, Тульской областях, ХМАО — Югре, ЯНАО.
Активисты ОНФ также проверили наличие информации о лицензировании УК на сайтах 90 крупнейших муниципалитетов в 54 регионах. Информации о лицензировании не оказалось на сайтах 34 муниципалитетов (38% от общего количества проверенных сайтов), в том числе в таких городах, как Ижевск, Хабаровск, Астрахань, Белгород, Брянск, Иркутск, Пермь, Саратов, Тверь, Ханты-Мансийск и др.
Граждане не могут найти информацию о том, что их дом на время остался без управления, или о назначении временной управляющей организации и на досках объявлений. По данным региональных активистов ОНФ в Ижевске, Саратове, Благовещенске, Владивостоке свободной выборкой домов, чья УК не получила лицензию, обнаружено немало домов, управляющим компаниям которых было отказано в лицензии, но при этом на таких домах нет объявлений о введении временного управления.
По мнению экспертов ОНФ, одной из причин того, что управляющим компаниям, оставшимся без лицензии, не находится замены или это процесс идет с трудом, является несовершенство законодательной базы.
«Вся законодательная база, затрагивающая эту тему, требует тщательной доработки. Сейчас основные законодательные документы, регламентирующие переходный период, противоречат друг другу. С одной стороны, управляющая организация не имеет права работать без лицензии, с другой — до проведения тендера на управление многоквартирным домом она должна осуществлять управление им. Понятно, что на этой зыбкой правовой почве возникает множество возможностей для махинаций, а конечном счете от этого страдают граждане, проживающие в таких домах. И, безусловно, качество и интенсивность информационной работы с населением как в ходе проведения лицензирования, так и в процессе перехода дома в новую управляющую организацию или создания ТСЖ — это реальный показатель ответственного отношения муниципальных властей к жителям и их способности к диалогу», — считает руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального отделения ОНФ в Самарской области Руслан Эфендиев.
Член рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», глава Брянского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Калинина обращает внимание на необходимость внимательного выбора таких временных управляющих, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны чиновников и разного рода дельцов, которые привлекает правовая неурегулированность в сфере ЖКХ.
«Возникают серьезные опасения, что муниципалитеты, которые обязаны обеспечить управление многоквартирными домами, могут передать его неквалифицированным организациям или просто случайным, посторонним лицам. Чтобы не допустить этого, необходимо активно включить в этот процесс общественных контролеров. В противном случае мы можем получить ситуацию, когда «временные» УК, которых люди не выбирали, станут постоянными и будут действовать в интересах не жителей, а своих собственных. Все эти аспекты мы намерены в ближайшее время внимательно изучить и обсудить на расширенном заседании рабочей группы «Качество повседневной жизни». Свои рекомендации по исправлению ситуации мы представим в правительство для доработки соответствующих регулирующих документов», — отметила Светлана Калинина.
На следующем этапе исследования активисты ОНФ намерены проверить, сколько всего домов в субъектах осталось без УК, после чего вопрос управления такими домами будет вынесен на расширенное заседание рабочей группы «Качество повседневной жизни», куда будут приглашены представители Минстроя и регионов.
Напомним, что поручение правительству ввести лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества в таких домах лидер ОНФ, президент Владимир Путин дал 17 января 2014 г. Получение лицензии стало обязательным для всех организаций, работающих в сфере управления многоквартирными домами, после принятия в июле 2014 г. федерального закона о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ.
С 1 мая 2015 г. деятельность без лицензии стала незаконной. УК, не получившие ее, лишаются права осуществлять свою деятельность и по закону обязаны передать полномочия либо собственникам дома, если они решат образовать ТСЖ, либо пришедшей на ее место управляющей компании, выбранной по результатам конкурса.
Источник — Общероссийский Народный Фронт