14 ноября Госдума приняла в первом чтении изменения в Закон «О несостоятельности (банкротстве)», касающиеся процедуры банкротства физических лиц. Главная новация: у банкрота не смогут отнять единственное жилье, даже если оно заложено в ипотеке. В обмен на это серьезно ужесточены другие положения.
Основной законопроект о банкротстве физических лиц принят в первом чтении 21 сентября, но он требует внесения изменений в другие законы. Против необходимых для запуска законодательства поправок в Закон «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся физических лиц, неожиданно выступил Конституционный суд. Ведь процедура предусматривает не только растягивание выплат по долгам заемщика на 5 лет, но и распродажу имущества, если за этот срок он не смог расплатиться. В том числе и квартиры. Но конституционное право на жилье никто не отменял.
Конституционный суд поставил вопрос об исключении из конкурсного производства (из распродаваемого имущества) жилья, если оно единственное. Весьма вероятно, что во втором чтении эта поправка будет принята. Причем даже если единственная квартира банкрота находится в ипотеке (в залоге), отобрать ее будет нельзя.
На слушаниях прозвучало замечание, что единственная квартира может быть площадью и 2000 кв. м — почему бы такому «банкроту» не разменять ее? Сейчас вокруг этого идет торг: хотят оставить «неприкасаемой» единственную квартиру, но минимальной площади (20 кв. м на человека).
В ответ на существенное смягчение для ипотечников банковское лобби добилось серьезного ужесточения законопроекта для банкротов по другим видам кредитования. В частности, период просроченной задолженности перед банком, при которой возникает повод подать на банкротство заемщика, сокращен вдвое: с 6 до 3 месяцев. Серьезно ужесточена ответственность физического лица за преднамеренное банкротство и мошенничество при банкротстве (взял кредит, чтобы не отдать, и для этого объявил себя банкротом). За такие деяния можно получить до 6 лет тюрьмы (принятый 21 сентября основной законопроект предусматривает до 3 лет; придется и там менять).
Возможной попыткой подсластить пилюлю выглядит увеличение суммы задолженности, с которой начинается процедура банкротства. Пока осталась цифра в 50 тыс. руб. Но ряд депутатов хотел бы ее увеличить до 100 тыс. руб. Это позволит мелким должникам не подпадать под новое, становящееся все более суровым законодательство.
Источник — «Московский Комсомолец«