Жилищно-коммунальное хозяйство – это система подотраслей, работающих для нормального функционирования инженерной инфраструктуры городов и комфортной жизнедеятельности горожан. Это среда, в которой мы живем. Это наши улицы, наши дворы, наши дома.
Это очень сложная сфера. И дело не во множестве существующих в ней проблем – в ЖКХ, как в клубке, переплетены различные формы собственности, организационно-правовые формы предпринимательства, малый и крупный бизнес, множество структур и предприятий. Горожанам – самым мелким, но ключевым «винтикам» жилищно-коммунальной машины, – непросто разобраться в ее устройстве. В этом материале вы увидите примерную структуру ЖКХ: как все работает, чтобы в наших домах было светло, тепло и чисто?
Структура ЖКХ
Как уже было сказано, ЖКХ – совокупность подотраслей, среди которых выделяют:
- Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационные производство;
- Инженерную инфраструктуру и ресурсоснабжение (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение);
- Благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов);
- Информационное хозяйство (кабельные сети, электронные каналы связи и прочее);
- Бытовое обслуживание и другие.
Более обще структуру ЖКХ можно представить как жилищное и коммунальное хозяйства.
Жилищное хозяйство обеспечивает управление жилищным фондом и его содержание. Согласно статье 19 Жилищного Кодекса РФ, жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от форм собственности жилые помещения бывают частными, государственными и муниципальными.
Собственники и наниматели жилых помещений являются потребителями жилищных услуг, к которым относятся содержание и ремонт жилого помещения. Мы уже рассказывали, что подразумевается под этой формулировкой.
Чтобы убрались в подъезде, побелили стены или вывезли мусор, горожане вступают в правоотношения с первичным звеном жилищно-коммунального хозяйства. Что это за организации зависит от способа управления домом.
Согласно статье 161 Жилищного Кодекса РФ, возможны три варианта: непосредственное управление, управление коммунальной организацией и управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом.
Если дом подчиняется УК или ТСЖ, гражданин для решения жилищных вопросов должен обращаться именно в эти органы. Если дом управляется непосредственно собственниками, они самостоятельно обслуживают свое жилье либо привлекают для этого подрядные организации.
Это совокупность предприятий, служб и хозяйств по санитарно-техническому, энергетическому и транспортному обслуживанию населения. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ коммунальные услуги включат в себя:
- холодное и горячее водоснабжение;
- водоотведение;
- электроснабжение;
- газоснабжение;
- отопление (теплоснабжение).
Порядок получение этих услуг так же зависит от способа управления. К примеру, УК сами оказывают часть жилищно-коммунальных услуг по договору управления многоквартирным домом, а также является посредником между собственниками помещений в доме и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. При непосредственном управлении договоры на поставку коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) заключаются с каждым собственником помещения в доме от своего имени.
Здесь возникает вопрос: неужели гражданам приходится бегать по всему городу, чтобы оплатить услуги всех поставщиков ресурсов? Нет. На волне реформирования ЖКХ в России созданы расчетно-информационные и расчетно-кассовые центры ЖКХ, где можно оплатить коммунальные услуги.
Контрольно-надзорные органы ЖКХ
Итак, по идее вся система ЖКХ для горожан должна замыкаться на первичных жилищно-коммунальных органах, однако работа последних зачастую оставляет желать лучшего. Без контроля за их деятельностью не обойтись.
Жилищное законодательство является законодательством совместного ведения РФ и субъектов. Государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания осуществляется:
- Государственными органами власти (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Жилинспекция, Роспотребнадзор и другие);
- Органами местного самоуправления (администрации муниципальных образований).
В управлении системой ЖКХ большая роль отведена именно последним. Именно они координируют работу всего механизма. Однако зачастую приводят его в движение первые, так как они обладают правом административного воздействия на УК, собственников жилья, собственников объектов коммунального назначения, подрядные организации и т.д.
В марте 2012 мы не рискнули создавать ТСЖ и отказываться от услуг управляющей компании. Мы выбрали Совет МКД (многоквартирного дома). Столкунлись с массой проблем и не желанием УК помогать в их решении. Переписка с УК соответсвует анекдоту А. Райкина о»насосах и колесах» . Отписки по 30 дней и более ждешь и вместо дельной информации получаешь «галиматью», по другому не могу охарактеризовать их ответы.
На вашем сайте много дельного и поучительного. Спасибо.
С уважением В.Ручкин г.Тольятти
Г.Гагарин.Не знаем что делать.Дворник приходит 2 раза в неделю на 30 мин.Ни тротуар ,ни проезжая часть двора не подметаются,снег сметает только с крылец.Уборкой и вывозкой мусора занимается одна единственная организация МУП «Коммунальщик».Поскольку конкуренции нет-значит можно не работаит,а деньги с нас брать полностью.При обращении шантажируют отказом убирать двор и вывозить мусор вообще.Неоднократно письменно обращались в УК компанию нанять нам независимого дворника-все напрасно.