До 1 октября в Госдуму будет внесен законопроект, призванный ликвидировать практику перекрестного субсидирования в электроэнергетике, когда предприятия доплачивали за неплатежеспособное население. По мнению экспертов, на практике это означает очередное повышение тарифов, которое приведет лишь к увеличению числа неплательщиков.
Как пишит газета «Новые известия», суть перекрестного субсидирования в электроэнергетике состоит в том, что часть потребителей покупают продукцию по завышенным тарифам, компенсируя тем самым тарифы, установленные для потребителей с низкой платежеспособностью. Теоретически разница, идущая в убыток энергетикам, должна компенсироваться из региональных бюджетов. Однако на практике этого почти не происходит. За бедное население «доплачивают» промышленные предприятия. По данным Федеральной службы по тарифам (ФСТ), объем перекрестного субсидирования энерготарифов между промышленными предприятиями и населением на сегодняшний день составляет 60–65 млрд. руб. В последнее время крупные потребители стараются заключать договоры напрямую с Федеральной сетевой компанией (ФСК), а не с территориальными сетевыми электростанциями, в тариф которых закладывается перекрестное субсидирование. Уход крупного потребителя к ФСК приводит к росту цен для населения.
О необходимости ликвидации перекрестного субсидирования чиновники говорят последние лет десять. Подготовкой законопроекта занимаются Минэнерго, Минэкономразвития, Минпромторга, ФСТ, ФАС, а также ряд крупных предприятий. Они займутся ликвидацией договоров крупных промышленных потребителей с территориальными сетевыми организациями. Изменения в первую очередь почувствуют на себе следующие регионы: Алтайский, Красноярский, Забайкальский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Свердловская, Челябинская, Липецкая, Ростовская, Тюменская, Томская, Кировская, Тульская, Амурская области, а также Бурятия, Марий Эл, Республика Коми и Еврейская автономная область.
Исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков считает, что к полной ликвидации перекрестного субсидирования можно только стремиться, его элементы будут присутствовать всегда. Попытка же ликвидации этого процесса, скорее всего, приведет к росту тарифов для населения. «Предполагается, что они вырастут для одних групп и снизятся для других, – поясняет эксперт. – Как бы то ни было, нужно ориентироваться на предел платежеспособности потребителя. Сейчас он составляет 7–8% от всех доходов. Если выйти за этот ценовой порог, то могут возникнуть две неприятные для поставщика услуг вещи. Во-первых, может сократиться платежная дисциплина. Это значит, что потребитель будет пользоваться услугой, не оплачивая ее. С коммерческим потребителем эту проблему решить можно более оперативно, чем с бытовым. Во-вторых, это может вызвать сокращение потребления, то есть люди начнут экономить».