Все хотят жить в чистых ухоженных домах. По идее так и должно быть, ведь мы платим за поддержание наших жилищ в порядке управляющим организациям. Однако мусор в подъездах, «вековая» пыль на окнах, грязные лифты и прочие «неприятности» – типичная картинка для многих многоэтажек. Управляющие компании (УК) либо вовсе «забывают» убираться, либо делают это нерегулярно.
Как вы знаете, правовые отношения, то есть взаимные права и обязанности, между жильцами и УК возникают после заключения договора управления многоквартирным домом. Согласно статье 162 Жилищного Кодекса РФ, он заключается в письменной форме с каждым из собственников. Как правило, управляющие компании уже имеют свой разработанный типовой документ и предлагают просто поставить подписи. Не спешите это делать слепо. Как и любой другой юридический документ, договор на управление нужно внимательно прочитать, включая все приложения и дополнительные соглашения.
Обратите особое внимание на обязанности исполнителя. В основном тексте документа они могут быть прописаны весьма обще, а конкретизированы в отдельных прилагающихся документах. Приложения к договору – это его неотъемлемые части. Так, в основном тексте может быть написано: «Исполнитель обязан производить уборку дома», а в приложении указан перечень конкретных работ (помыв полов, влажная уборка, замена лампочек и т.д.), а также их объем и периодичность.
Деятельность УК должна соответствовать требованиям жилищного законодательства. В частности, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года, управляющие организации должны предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства и заключенным договором. Коммунальная услуга надлежащего качества – это услуга, отвечающая требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства и договора.
УК, не выполняющая в доме уборку, либо делающая это реже, чем должна, нарушает свои договорные обязательства. В связи с этим жильцы могут потребовать изменения или расторжения договора с этой компанией. В гражданском обороте договоры корректируются или расторгаются чаще всего по соглашению сторон. Но в данном случае вряд ли такое соглашение будет достигнуто. Поэтому по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда.
Обратиться в судебные органы можно так же с иском о защите прав потребителей и предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества. При этом граждане имеют право требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Однако судебная тяжба с УК – скорее крайняя мера, хотя во многих случаях единственно действенная. Начинать борьбу с управляющей организацией лучше через контрольно-надзорные органы, например, Жилищную инспекцию.
а как быть, если в подъезде организована платная уборка от сторонней организации? можно ли отказаться от последней и не платить по счету?
Договоры с клининговыми компаниями заключает так же УК или ТСЖ, поэтому расторгнуть это соглашение могут только они.