С наступлением зимнего сезона появляется необходимость обрабатывать пешеходные зоны и проезжие части дорог различными средствами, дабы защитить население от нежелательных последствий. Чем же обрабатывают улицы, по которым мы ходим? И какое влияние оказывают реагенты и смеси на нас? Это нам и предстоит выяснить.
Не так давно коммунальные службы активно посыпали улицы городов солью (смесью натрия-хлора), но по СанПиНу она запрещена к использованию, поскольку соль негативно воздействует на деревья, растительность и газоны, разъедает резину шин.
Тогда улицы стали обрабатывать смесью песка и соли – наиболее популярной, дешёвой, привычной, но опять же оказывающей негативное воздействие. От данной смеси портится обувь, детали автомобилей. И если соль ещё растворяется, то песок забивает ливневую канализацию. Поэтому и от данной смеси пришлось отказаться.
Следующим в нашем списке станет хлористый кальций – едкое вещество, следовательно, достаточно сильный аллерген. Именно из-за него в столичных больницах и поликлиниках ежегодно зимой выстраиваются очереди к аллергологам, равно как и к ветеринарам. Однако в Институте аллергологии и клинической иммунологии тестов на хлориды кальция и натрия не производят, поэтому доказать что-либо в таком случае сложно, даже практически невозможно. Хотелось бы отметить, что наибольшую опасность смесь представляет для животных, поскольку в отличие от людей они не только ходят по ядам и непосредственно их вдыхают, но и слизывают. На лапах появляется дерматит, подушечки трескаются, яды проникают в организм. Для людей проблемы несколько другие: деформируется обувь, портятся детали автомобилей, начинаются приступы астмы.
Не менее интересен для изучения противогололёдный реагент «Бионорд», якобы безвредный. В рекламном проспекте данного реагента прописаны его эффективность и экологическая безопасность. Достаточно посмотреть на состав «Бионорда», чтобы оценить заявленные преимущества. Хлорид кальция – весьма безвреден для человека, хлорид натрия (поваренная соль) приводит к разъеданию резины. А вот формиаты, также входящие в состав, не что иное, как соли муравьиной кислоты. Из школьного курса химии все знают, что они весьма опасны: как для резины, так и для человека. Но так получается, что нормативы потребления формиатов и карбамида (мочевины) не превышают нормы, зато испаряются, попадают в воздух, и мы ими дышим. Кроме того, если не убрать вовремя снег, смешавшийся с реагентами, то последний успевает вступить в реакцию соединения с выхлопными газами, соляркой, парами бензина, проникнуть в почву, что также негативно скажется на экологии и нашем здоровье.
С 2011 года в столице будет применяться усовершенствованный противогололёдный материал – что-то среднее между щебнем и чистой солью с процентным содержанием мраморной крошки, хлорида натрия и формиата натрия. Достоинства и недостатки этого средства ещё только предстоит оценить.
Стоит также отметить, что в последнее время на дорогах крупных городов можно заметить работу снегоплавильных машин – водогрейных котлов в виде бункеров, в которых за счёт тепла, выделяемого горелкой, происходит таяние погружённого в них снега. Подобные машины устанавливаются в специально отведённых местах, соответственно, снег ещё нужно до них доставить.
А как борются с гололёдом и снегом в других странах? Для простого сравнения, в Финляндии улицы ежегодно посыпают крошкой, которую весной собирают при помощи специальной техники, моют, а в следующем зимнем сезоне используют снова. В Норвегии тепловые магистрали прокладывают под автомагистралями и тротуарами, что не позволяет снегу и льду задерживаться. В Швеции используют особую дорожную соль, смешанную с сахаром. Подобная смесь дольше лежит на дорогах, при этом они быстрее высыхают, замедляет ржавление деталей автомобиля на 50 %, уменьшает попадание в почву и природу тяжёлых металлов. Интересный способ борьбы со льдом был придуман в городе Пошехонске Ярославской области. Дорожные службы вот уже 2 года используют минеральную воду, поднятую из скважин с большой глубины. Подобное средство при своей эксплуатации не наносит вреда ни обуви, ни автомобилям, ни животным.
Стоит искать альтернативные средства борьбы с гололёдом и снегом, а не улучшать составы реагентов, которые всё равно будут вредны. От них пока только они проблемы: от аварий на дорогах до различных заболеваний.
В Кемерово с гололёдом борятся только на основных улицах и проспектах города, шаг в сторону — и привет, ледовый каток :)
Если тепломагистрали прокладывать прямо под дорогами, то авария на трубе перекрывает движение всерьез и надолго. А вот плавить снег прямо в городе — это, мне кажется, вполне себе решение. Энергозатратное, конечно… Возможно, есть смысл посыпать снег чем-то черным и безвредным. Тогда он будет быстро таять, если солнце бывает.